Эрика Баду (Erykah Badu) родилась 26 февраля 1971 г. Актриса, композитор. Страна: США. Жанр: soul - rhythm and blues, alternative, hip-hop.
О том, что когда-нибудь достигнет успеха, соул-певица Эрика Баду (Erykah Badu) знала с самого детства. Просто знала, что рано или поздно это случится. Случилось, как и думалось, успех пришел к ней практически сразу: первый же альбом певицы «Baduizm» возглавил ритм-н-блюзовый чарт и поднялся на вторую строку национального хит-парада. Эрика удостоилась от газетчиков титула новой Билли Холидэй (Billy Holiday). Более приятного комплимента ей слышать не приходилось.
Эрика Райт (Erica Wright) родилась и выросла в Далласе. Ее мать была актрисой, и воспитанием Эрики занималась в основном бабушка. Именно она записала на примитивный домашний магнитофон первое вокальное выступление 3-летней Эрики. Она же научила девочку пользоваться этим чудом тогдашней техники, правда, кроме церковных гимнов ничего записывать не разрешала. Первую песню Эрика сочинила в семь лет. А ее дебют на сцене состоялся во втором классе - в школьной пьесе она вызвалась исполнить роль мальчишки-хулигана. Тогда она и почувствовала, что нет ничего интересней сцены. Музыки и песен вокруг всегда хватало. Девушка росла на старом соуле 70-х - Чака Хан (Chaka Khan), Стиви Уандер (Stevie Wonder), Марвин Гай (Marvin Gaye), потом увлеклась хип-хопом, постоянно что-то сочиняла и рифмовала и при каждом удобном случае читала рэп (выступая под именем MС Apple). А в юности влюбилась в джаз. Премудрости вокального и сценического мастерства она осваивала в школе искусств в Далласе, после которой поступила в один из университетов Луизианы, где изучала театральное искусство.
Вернувшись в Даллас, Эрика устроилась на работу в школу, но мысль о профессиональной музыкальной карьере никогда ее не оставляла. Вместе со своим кузеном Робертом «Фри» Брэдфордом (Robert «Free» Bradford) Эрика сочиняла и исполняла хип-хоп. Их дуэт под названием ErykahFree выступал в местных кафе и клубах. На одном из таких концертов музыкантов заметил небезызвестный D’Angelo, который как раз работал над дебютным альбомом, и познакомил их со своим менеджером Кедаром Массенбургом (Kedar Massenburg). Вокал Эрики Баду, как нетрудно было предсказать, просто очаровал менеджера. Он тут же предложил певице записать пробный дуэт с D’Angelo. Эрика впервые оказалась в профессиональной студии звукозаписи, сделала несколько десятков дублей, но получила огромное удовольствие от работы с D’Angelo. Записанная вместе с ним кавер-версия песни Марвина Гая и Тамми Террел (Tammi Terrell) «Precious Love» предназначалась для саундтрека к фильму 1996 года «High School High». Песня понравилась слушателям, и Кедар Массенбург взял певицу под свое покровительство, обеспечив ей сольный контракт со своим новосозданным лейблом Kedar Entertainment.
Вскоре Массенбург уже занимался продюсированием дебютного альбома Эрики Баду Baduizm, к созданию которого привлек известного басиста Рона Картера (Ron Carter) и хип-хопперов The Roots. Ничего удивительного, что при поддержке таких звезд карьера Эрики Баду сразу взяла стремительный старт. Первой оценила ее талант армия поклонников ритм-энд-блюза. Промо-сингл «On & On» возглавил чарт R&B/Hip-Hop, а затем засветился под 12 номером в рейтинге Billboard Hot 100. Изданному вскоре альбому «Baduizm» (1997) повсюду была зеленая улица: он моментально стал хитом номер один в чарте ритм-н-блюза и отметился на второй строке Billboard 200. Для никому не известной дебютантки результат был более чем убедительным. Альбом стоил того. Все треки, кроме одного, Эрика написала сама - утонченные и непосредственные, сильные и женственные, вдохновленные ритм-н-блюзом старой школы. Эластичный, парящий, прочувствованный голос Баду пел не только о любви и вере, но и о судьбе афро-американцев, о проблемах современных женщин. Ее глубокий соул-вокал с джазовым колоритом напоминал голоса кумиров ее юности - Билли Холидэй, Нины Саймон (Nina Simone) и Дайаны Росс (Diana Ross).
Через несколько месяцев тираж альбома достиг уже миллиона экземпляров. Эрика Баду, подогревая интерес к «Baduizm», провела для его раскрутки отличный концертный тур, выступая на разогреве у известных ритм-н-блюзовых групп и у рэпперов Wu-Tang Clan, а затем и с сольной программой. Представление о ее сценическом имидже и умении держать зал в напряжении дает живой альбом «Live», который певица успела подготовить еще до конца 1997 года. Даже концертные записи артистки пользовались настолько большим спросом, что «Live» почти повторил достижения дебютной пластинки, только в поп-чарте остановился на две строки ниже. В феврале 1998 года Баду прибыла на церемонию вручения Grammy, с которой унесла два почетных трофея. Диск «Baduizm» был назван лучшим ритм-н-блюзовым альбомом года, а сингл «On & On» победил в номинации «лучший женский вокал в жанре R&B».
В том же 1998-м году у Эрики Баду и ее бой-френда рэппера Andrе 3000 из группы Outkast родился сын. Роман Эрики и Андре оказался недолговечным, через год они расстались. Одновременно с воспитанием сына Баду начала отсчет своей актерской карьеры. Она снялась в фильме «The Cider House Rules», удостоенном премии «Оскар», по роману Джона Ирвина (John Irving). Второй серьезной работой в кино стал фильм «Blues Brothers 2000».
Продолжения дискографии Эрики Баду ее поклонники ждали с нетерпением. В 2000 году вышел лонг-плей «Mama’s Gun», который благополучно поднялся на 11 строку рейтинга Billboard 200 и не покидал чарты больше года. Эрика значительно расширила свои полномочия. Кроме сочинения песен она выступила сопродюсером альбома на пару с Джеем Ди (Jay Dee). От ритм-н-блюза в духе 70-х, на котором Эрика выросла, она перешла к неосоулу, представ еще более смелой артисткой и зрелой, многогранной вокалисткой. В студийных сессиях ей помогали известные джазмены - виброфонист Рой Айерс (Roy Ayers) и трубач Рой Харгров (Roy Hargrove), а также Стивен Марли (Stephen Marley) и ?uestlove, барабанщик Roots. Самым популярным треком с этого альбома оказался сингл «Bag Lady» (хит #6 в США и Канаде), видеоклип на который певица решила снимать сама.
С новой концертной программой Эрика, во-первых, проехалась по крупнейшим городам Соединенных Штатов, во-вторых, поучаствовала во множестве фестивалей, в том числе и джазовых. Диапазон и шикарный тембр ее голоса позволяли молодой певице справляться с самым сложным джазовым репертуаром. В чем лишний раз убедились 25 тысяч зрителей джазового фестиваля в Кейптауне, Южная Африка, в марте 2002 года.
Даже несмотря на трехлетние паузы между релизами, трудовой график Баду не знает простоев. Она регулярно пишет музыку и исполняет песни для саундтреков, среди ее работ - композиция Drama[/tarck] для фильма памяти Мартина Лютера Кинга «Living the Dream: Tribute to Dr. Martin Luther King». Эрика охотно соглашается на совместные студийные записи с коллегами по цеху. Созданная вместе с командой Roots композиция «You Got Me» в 1999 году удостоилась Grammy за лучшее исполнение рэпа дуэтом/ группой. Вместе с Guru она подготовила песню [track artist=Erykah Badu]Plenty, для альбома «Stankonia» группы Outkast записала трек «Humble Mumble», а для трибьюта Боба Марли (Bob Marley) «Chant Down Babylon» исполнила хит «No More Trouble». Свою четвертую премию Grammy артистка получила за дуэт с рэппером Common «Love of My Life», названный лучшей ритм-н-блюзовой песней года.
В 2003 году Баду вернулась с новым альбомом Worldwide Underground. Завоеванных ранее рубежей она не сдавала: диск стартовал в поп-чарте с третьей строки и стал вторым номером в ритм-н-блюзовом рейтинге. Эти 50 минут свободной, расслабленной музыки напоминали скорее воскресную джем-сессию хороших приятелей, чем четко структурированный, скрупулезно подготовленный альбом. Все композиции, равно как и фактурный и обаятельный саунд создавались коллективом Freakquency, который включал Баду, Джеймса Пойзера (James Poyser) и Рашада «Ринго» Смита (Rashad «Ringo» Smith).
Летом 2003 года коллекция наград певицы пополнилась тремя премиями Soul Train Lady Of Soul Awards, среди которых была и специальная награда самой интересной артистке года - Aretha Franklin Award 2003.
2004 год принес 33-летней артистке еще одну радость: она во второй раз стала матерью. Имя отца своей новорожденной дочери Эрика держит в тайне.
Три альбома, двое детей, масса проделанной работы и еще больше планов. «Я буду упорно работать, как артистка и как певица, чтобы выжить в этом мире, - говорит Эрика - Буду играть в кино, потому что людям нравится, когда певицы снимаются в фильмах, особенно если они хорошие актрисы. Буду сама снимать видео. Пользуясь своей хореографической подготовкой, открою танцевальную школу. А в перспективе и школу искусств. Ну, и поскольку я связана лейблом по рукам и ногам, буду писать музыку и делать альбомы».